Вот уже более 16 лет я преподаю биологию и химию в индивидуальной форме обучения. Индивидуальное преподавание имеет ряд преимуществ перед групповыми занятиями или же он-лайн обучением. Накопленный мною опыт преподавания позволяет ответить на ряд вопросов, которые встают перед учениками и их родителями, когда они принимают решение воспользоваться услугами репетитора.

1. Продолжительность и цена одного занятия.

Первое, что интересует заказчика, - продолжительность занятия и его цена.

Обычно индивидуальное занятие по биологии длится два астрономических часа, то есть 120 мин. Уменьшать время занятия биологией не рационально, поскольку за эти два часа необходимо выполнить следующие условия:

  1. Опросить ученика устно. Только при устной беседе можно сформировать правильное мышление и понимание предмета, откорректировать ошибочные выводы, указать на особенности, неточности, исключения из общих правил;
  2. Протестировать ученика по изученному материалу. Во время тестирования обращаем внимание на особенности тестов ВНО или ЕГЭ, рассматриваем возможные варианты выбора, если ученик достоверно не знает/не уверен в ответе;
  3. Рассмотреть новый материал. Чаще всего новая тема преподается в виде презентации с различным подручным материалом – таблицы, схемы, рисунки, видеоролики. Ключевые моменты конспектируются
  4. Закрепить новый материал. Несколько простых вопросов для обратной связи.

Структура занятий по химии приблизительно такая же. Длительность занятия может быть уменьшена до полутора часа.

Стоимость занятия оговаривается лично с преподавателем и может быть скорректирована с учетом места проведения занятия и длительности сотрудничества.

2. Сколько потребуется занятий для достижения цели.

Все зависит от цели занятий: подготовка к ВНО или ЕГЭ, проработка школьной программы или программы ВУЗа.

Если речь идет о подготовке к ВНО/ЕГЭ, то первое занятие проходит в виде тестирования для определения уровня знаний по предмету. Как правило, по результатам первого занятия у меня складывается общее впечатление об уровне знаний учащегося, его пробелы в тех или иных разделах предмета. В этот момент уже можно говорить о темпе, с которым пойдет освоение предмета, об оптимальной интенсивности и нагрузке, а также о вершинах, которые можно будет достичь. Затем индивидуально для каждого я расписываю график занятий в соответствии с программой ВНО/ЕГЭ.

Для рассмотрения школьных программ и программ ВУЗов, а также для подготовки к различным конкурсам и олимпиадам график и план занятий расписывается совместно с учащимся.

3. Доступность изложения материала

Преимущество индивидуальных занятий заключается, прежде всего, в том, что есть возможность установить надежный контакт с учеником, есть возможность понять и прочувствовать его. Очень часто родители учеников жалуются, что они занимались с другими преподавателями, но что-то не пошло. Это «что-то» и есть неспособность установить контакт с учеником. Доступность объяснения материала, язык и темп преподавания, способен ли преподаватель услышать и понять ученика, способен ли заинтересовать, - все это становится понятным через одно – максимум два занятия.

4. Домашние задания

Зачастую ученики думают, что если на занятии все было понятно, то и дома можно не прилагать усилий и не заниматься в течение недели, а выучить материал, просмотрев презентацию перед занятием. Такие занятия будут неэффективными. Особенно в случае с биологией, где очень большой объем материала и где очень важно сформировать именно биологическое мышление, поскольку весь материал заучить и удержать в голове не возможно. Безусловно, занятия с преподавателем все же дают положительную динамику даже при полном саботировании домашнего задания. Два часа интенсивных занятий и диалога с преподавателем оставляют свой след. Но для глубоких знаний и понимания предметов необходима ежедневная работа. Этому способствует рассылка дополнительного материала (тесты, видеоролики, различные задания) по почте, дабы стимулировать и заинтересовать ученика.

5. Язык преподавания

Русский или украинский по выбору ученика

6. Место проведения занятий

По договоренности: ж/м Левобережный-2 или у ученика

Резюмируя все вышеизложенное, хочется обратить внимание, что полноценное освоение материала – процесс длительный. Для серьезной подготовки к вступительным экзаменам, как, в общем-то, к будущей профессии, требуется год-два регулярных занятий. Память человека устроена таким образом, что к изученному материалу необходимо вернуться через месяц-два и не один раз. Только тогда эта информация отложится в долговременную память.

Иногда просят подготовить к вступительному тестированию за месяц-два занятий. Даже при наличии возможности заниматься с преподавателем 5 раз в неделю, за это время можно «натаскать» ученика с хорошей базовой подготовкой. Но с «нуля» - практически нереальная задача. За это время можно, к примеру, научить решать задачи по биологии (молекулярная биология, генетика, экология) или химии. Но опять-таки, нужна соответствующая база и для этих умений.

Все обучающие материалы доступны скачивания учеником в разделе «Обучающие материалы»